Ниже приведены несколько простых правил для анализа и улучшения юзабилити сайта:

Правило «7±2»

Объединяя сокращайте

Возможности мозга обычного человека по обработке информации ограничены.
Различные исследования (в том числе Джорджа Миллера) выяснили: в среднем, кратковременная (оперативная) память человека одновременно может содержать от 5 до 9 сущностей. Этим знанием не стоит пренебрегать при обосновании количества пунктов навигационного меню сайта первого уровня.

Правило 3-х кликов

Клик, клик … вот то, что я искал(а)

Пользователь будет разочарован вашим сайтом, если он не сможет найти необходимую ему информацию за три клика мышью.

Понятная и простая навигация – основа юзабилити. Иногда, важно не количество необходимых кликов для достижения цели, а общая понятность структуры сайта. И 10 кликов могут быть оправданы, если на каждом этапе пользователь вашего сайта четко представляет, где он находится в данный момент и куда должен двигаться дальше.

Правило 80/20 – принцип Парето

Всем не угодишь

Правило состоит в том, что 80% эффекта получается в результате 20% действий.
В бизнесе, оно применяется в виде: «80% продаж приходится на 20% клиентов».
При создании сайта, это правило можно использовать не менее эффективно.

Например: при определении целевой аудитории сайта, выделите 20% пользователей (заказчиков, действий, продуктов или процессов) которые дают вам 80% прибыли обратите на них особое внимание при создании сайта, тем самым вы увеличите отдачу от работы сайта.

8-мь золотых правил хорошего интерфейса

В результате исследований взаимодействия человека и компьютера Бен Шнейдерман составил набор правил, которые следует учитывать при создании сайтов и разработке многих других типов интерфейсов.

  1. Стремитесь к логичности;
  2. Для опытных пользователей должен быть быстрый способ (сокращения, горячие клавиши, макросы);
  3. Должна быть информативная обратная связь;
  4. Диалог должен быть законченным;
  5. Обработка ошибок должна быть простой;
  6. Должен быть простой способ отмены действий;
  7. Пользователь должен чувствовать, что все под его контролем;
  8. Как можно меньше загружайте кратковременную память.

Удовлетворенность

Все, мне этого достаточно

Пользователям, чаще всего, не нужно самое лучшее и надежное решение, напротив — они готовы удовлетвориться быстрым и не самым лучшим решением, которое будет «вполне приемлемым».

Применительно к созданию сайта, удовлетворенность описывается именно этим случаем: пользователь получит «вполне приемлемое» решение проблемы — даже если альтернативные решения способны более полно удовлетворить его требования на длительный срок.

Синдром утенка – Baby-Duck-Syndrome

А где же теперь эта кнопка?

Как правило, пользователи привыкают к первому, изученному ими интерфейсу сайта, и судят об остальных сайта по тому, насколько они на него похожи. В результате пользователи предпочитают системы, похожие на те, которые они знают, и не очень любят остальные.

Эта проблема часто возникает после того, как был сделан редизайн сайта; пользователи, привыкшие к предыдущей версии дизайна, в новой структуре сайта чувствуют себя не комфортно.

Эффект неопределенности – эффект Зейгарник

Незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые

Человек не терпит неопределенности — мы стараемся найти ответы на возникающие вопросы, причем как можно скорее. Эффект неопределенности основан именно на этой особенности поведения людей. Видео ролики, статьи и сюжеты, использующие эффект неопределенности, обычно заканчиваются вне­запно, не разрешая сложную ситуацию и не отвечая на возникающие вопросы.

Этот эффект часто используется в рекламе: задавая посетителям интересные и провокационные вопросы, рекламисты часто принуждают к чтению материала или клику на ссылке. Обнаруженный Блюмой Зейгарник в 1927 году эффект помогает установить эмоциональную связь с читателем и невероятно эффективен в маркетинге. Читатели лучше запомнят, о чем была реклама, и даже мелкие детали будут за­помнены более четко и точно.

Эффект Зейгарник используется и при написании текстов для веб сайтов, чтобы эффективнее привлечь и заинтересовать посетителей.

Перевернутая пирамида

Перевернутая пирамида — это стиль написания, при котором основная мысль представлена в начале статьи. Статья начинается с вывода, за которым следуют ключевые моменты, а завершается наименее важной информацией.

Пользователи хотят получать информацию как можно быстрее, поэтому перевернутая пирамида, как нельзя лучше, подходит при написании текстов для сайта.

Гештальт принципы восприятия форм

Фундаментальные правила человеческой психологии применительно к созданию сайта:

  1. Закон близости утверждает, что когда мы видим набор объектов, объекты, расположенные ближе друг к другу, мы распознаем как группу.
  2. Закон сходства утверждает, что сходные объекты человек подсознательно группирует.
  3. Закон целостности утверждает, что мы склонны воспринимать симметричные объекты как один объект.
  4. Закон смыкания утверждает, что люди склонны объединять объекты, которые на самом деле едиными не являются.


Кроме всех, перечисленных выше правил, существует ещё один немаловажный параметр – качество сайта, с точки зрения поисковой оптимизации. Который определяет; достаточно ли хо­рошо на вашем сайте использованы методы оптимизации содержимого для того, что бы поисковые машины (Яндекс, Goggle и т. п.), при тематических запросах пользователей показывали ваш сайт в первой десятке результатов поиска.